Ранее подтверждались факты, что Россия помогает Ирану подавлять протесты, поставляя специальные средства и технику, включая оружие и оборудование "Росгвардии". В последнее время появился новый тренд "сотрудничества", Москва научила Тегеран контролировать интернет: мониторить трафик и частично отключать его для населения, но оставлять доступ для властей, государственных служб и провластных СМИ.
Как пишет эксперт по российско-иранским отношениям Николь Граевски в журнале Foreign Affairs, Иран активно использует российские технологии слежки и опыт в сфере внутренней безопасности. Особенно важна помощь России в том, как управлять информацией и интернетом во время массовых протестов, который сейчас происходят в стране.
По словам Граевски, Россия помогла Ирану организовать отключение интернета 8 января. Система настроена на то, чтобы помешать координировать протесты, но при этом позволяет государству и сервисам продолжать работу не вызывая коллапс от прямого и полного отключения интернета. Когда мобильная связь и обычный интернет были отключены, продолжали работать сайты госорганов и госСМИ, банки и другие "разрешённые" службы.
Это стало возможным благодаря специальной системе контроля сети, похожей на российскую. В России операторы по приказу "Роскомнадзора" устанавливают оборудование для фильтрации интернет-трафика (ТСПУ). Оно позволяет блокировать контент, ограничивать сервисы и управлять доступом к сайтам. Формируются так называемые "белые списки", то есть не запрещаются какие-то сайты, а наоборот, запрещено все, а доступно только то, что одобрили власти.
С помощью таких технологий иранские власти могут не только блокировать сайты, но и следить за интернетом в реальном времени. Новая технология позволяет: распознавать конкретные приложения, обнаруживать VPN, блокировать или замедлять мессенджеры, выборочно ограничивать платформы, которые помогают организовывать протесты.
Главная ценность этой системы для режима аятолл не просто в цензуре, а в гибкости. Власти могут отключать связь по регионам, времени или группам людей, но при этом оставлять работающими экономику и госуправление. Это позволяет подавлять протесты неделями, а не только несколько дней.
Иран в короткие сроки и в консультациях с РФ создал "белый список" сайтов, которые остаются доступными даже при отключениях. Также власти планируют полностью заменить обычный интернет собственным "национальным" интернетом. Эксперт по цифровым правам Амир Рашиди считает, что это может привести к тому, что привычный интернет в Иране исчезнет навсегда.
Иран, как и Россия, связывает контроль над интернетом с работой спецслужб. Российские компании, включая НТЦ "Протей", помогают иранским операторам внедрять системы перехвата и управления трафиком. Это даёт спецслужбам возможность не только наблюдать, но и выявлять организаторов протестов, отслеживать связи между людьми и заранее нарушать их координацию.
Граевски отмечает, что такие методы позволяют подавлять инакомыслие без постоянного массового насилия: контроль идёт через технологии, страх и дезорганизацию протестов.
***
Интернет в Иране отключили 8 января — чуть больше чем через неделю после начала протестов, охвативших всю страну. Однако протестующие продолжают пользоваться спутниковым интернетом Starlink Илона Маска.
При этом власти фактически объявили Starlink незаконным. По закону, принятому в 2025 году, хранение терминала может считаться шпионажем в пользу Израиля и караться тюремным сроком до 10 лет. Власти ищут терминалы Starlink (в том числе с помощью дронов) и глушат связь средствами радиоэлектронной борьбы.

































































