В проекте Cronici în Foc на TV8 мы рассказывали истории молдавских корреспондентов, которые лично работали в Украине во время войны и тех журналистов, кто регулярно рассказывали о конфликте находясь в Молдове. В третьем выпуске гостями выступили Михаил Каларашан, фотограф-документалист "Oameni și kilometri", Петру Маковей, исполнительный директор Ассоциации независимой прессы и Дарья Руссу, автор и продюсер проекта "ЩоТижневик".
"Я часто приезжал в Украину по работе еще до войны. Работал с серией фотографий о семье, которая уехала из Луганска в 2014 году. Поэтому для меня контекст войны стал понятен гораздо раньше, чем для большинства наших граждан.
Это было сложное время для большинства журналистов, особенно фрилансеров и фотожурналистов. Началась война, одновременно начался кризис беженцев, и многие международные медиа начали приезжать к нам. Далеко не все из них привозили своих фотографов. Мы первые полтора месяца работали с международными медиа.", - рассказывает Михаил Каларашан, фотограф-документалист "Oameni și kilometri".
"С группой коллег-журналистов мы находились в Риге, когда попали в очень сложную ситуацию, потому что в тот момент было закрыто воздушное пространство Украины, а нам нужно было возвращаться в Кишинев 24 февраля через Киев. Мы все были уверены, что война невозможна, несмотря на слухи и разные предположения. Мы думали, что разум победит. Однако Кремль не руководствуется рациональными соображениями, и в результате началась эта война", - отметил Петру Маковей, директор API.
"ЩоТижневик" — единственная передача в Молдове на украинском языке. Мы решили её создавать, когда началось полномасштабное вторжение в Украину. На тот момент я работала волонтером в центре помощи беженцам. Никто не знал, что делать, куда бежать, как всё организовывать. Я также участвовала в помощи беженцам в рамках Национального конгресса украинцев Молдовы. Чётко помню момент, когда поняла, что нужна такая передача.
Когда к нам приехали беженцы из Харьковской области, одна женщина зашла в центр и спросила: "Я только приехала в Молдову, ничего не знаю о вашей стране. Какая у вас валюта? Какой национальный язык?: Тогда я осознала, что люди находятся не только в состоянии паники и шока от войны, но и в стрессе от незнания новой среды. Им необходима информация, чтобы понять, что из себя представляет Молдова, какие здесь события, безопасно ли тут. Много беженцев спрашивали: "У вас безопасно? Что у вас с Приднестровьем?" Тогда я предложила создать проект, и мы его реализовали", - вспоминает Дарья Руссу, автор и продюсер проекта "ЩоТижневик"
Петру Маковей отметил, что он очень рад, что в Республике Молдова есть коллеги, которые отправились на передовую войны в Украине.
"Для этого, прежде всего, нужно иметь смелость. Речь идет не о маленькой войне, а о масштабном конфликте. У меня огромное уважение к журналистам, которые там работают", - отметил Маковей.
Михаил Каларашан рассказывает о шоке от посещения мест боев под Киевом.
"Однажды мы с друзьями отправились в Бородянку. Это достаточно популярное место для иностранцев, приезжающих в Украину, чтобы увидеть, что оставила российская армия после себя. Это был шок, потому что, несмотря на огромное количество фото и видеоматериалов из зоны боевых действий, увидеть всё это вживую — это совсем другое. Когда я смотрю на Бородянку, я понимаю, что это как наш Оргеев: то же расстояние от столицы, такие же девятиэтажки, частные дома, такие же люди. Это было нелегко морально", - вспоминает Каларашан.
Дарья Руссу, как и ряд других корреспондентов из Молдовы, работающих с Украиной отметила, что материалы готовить очень сложно, запросы на информацию долго обрабатываются. Причины понятны, но все же это мешает вовремя готовить статьи к публикации и оперативно рассказывать о происходящем в соседней стране.
"В плане получения информации могу сказать, что Украина сейчас более открыта, чем раньше. Я давно занимаюсь отношениями между Молдовой и Украиной. Ранее я работала над другой передачей, "Світанок", которая была посвящена культуре, но также касалась дипломатических отношений.
Сейчас Украина стала более доступной, но всё равно каждый запрос обрабатывается долго. Например, я уже почти год пытаюсь договориться об интервью с омбудсменом Украины по правам человека. Постоянно обновляю вопросы, но каждый раз у нас не получается снять интервью, постоянно что-то происходит: то срочные вызовы, мероприятия, визиты в другие страны. В итоге интервью так и не удаётся организовать вовремя", - подчеркивает Руссу.
"На мой взгляд, получить аккредитацию иностранному журналисту проще. Мою первую аккредитацию мне сделали через немецкое агентство, с которым мы сотрудничали. Она была готова за 3–4 дня. Я был удивлен, когда в нашей редакции коллега сказала, что ждёт аккредитацию 3–4 месяца. У журналистов из западных стран, таких как США, Германии, Великобритании, процесс проходит быстрее. Возможно, это не намеренно, но мой опыт говорит именно об этом", - отмечает Михаил Каларашан.
"Многие утверждают, что пресс-службы Украины сначала отвечают местным журналистам, затем крупным международным медиа, и только потом — Молдове, если доходит очередь. Такое отношение заметно и к диаспоре. Я много лет занимаюсь украинской диаспорой в Молдове. Несмотря на то, что Молдова — ближайший сосед Украины, все эти годы нам уделяли мало внимания. Ситуация начала меняться из-за войны, когда в Молдову переехало много беженцев. Сейчас Украина понимает ценность Молдовы как союзника", - уверена Дарья Руссу.
"Другая проблема, с которой сталкиваются молдавские журналисты в Украине, — это сложность в получении достоверной информации. Много информации засекречено. Чтобы передавать объективную информацию, молдавским журналистам нужен доступ к значительному объёму данных и большому объёму информации", - подчеркнул Петру Маковей.
Данный материал был создан при поддержке проекта «Yak Vdoma» Hub в Бухаресте для украинских журналистов, реализованного CFI Media Development и финансируемого Министерством иностранных дел Франции с января по декабрь 2024 года.
Acest material a fost creat cu sprijinul proiectului „Yak Vdoma” Hub din București pentru jurnaliștii ucraineni, implementat de CFI Media Development și finanțat de Ministerul Afacerilor Externe al Franței pentru perioada ianuarie – decembrie 2024.