Президент России Владимир Путин неоднократно обвинял Запад в нарушении якобы данных в 1990-х годах обещаний о не расширении НАТО на Восток. Эта риторика стала одним из ключевых аргументов Кремля для оправдания вторжения в Украину в 2022 году. Однако насколько эта "историческая обида" соответствует реальности, а насколько является инструментом пропаганды? Ситуацию проанализировали в программе "Alo, TV8. Avem un fals de raportat".
Незадолго до полномасштабной войны в Украине
"„Ни одного дюйма на восток“, — сказали нам в девяностые годы. Ну и чего? Надули. Просто нагло обманули — пять волн расширения НАТО", — заявил Владимир Путин на пресс-конференции 23 декабря 2021.
Россия в тот момент предложила странам Запада переговоры о "гарантиях безопасности" что подразумевало "разделении сфер влияния", и предполагало публичный запрет Украины на вступление в НАТО, остановка дальнейшего расширения и даже возможное исключение стран-членов Альянса, которые вступили туда после 1997 года. Западные страны не согласились на данные условия, официальный ответ отправили 26 января. До вторжения в Украину оставалось меньше месяца, российские войска уже скапливались на разных участках границы, а разведки некоторых стран предупреждали о скорой войне.
Спустя три года конфликта, при обсуждении мирных переговоров, Кремль все также затрагивает тему "не расширения НАТО", а официальная пропаганда заявляет о невыполненных обещаниях и "агрессивности" Альясна.
Истоки спора о невозможности расширения НАТО
После окончания холодной войны и распада СССР в 1991 году геополитический ландшафт Европы кардинально изменился. Страны Восточной Европы, освобожденные от советского влияния, начали искать гарантии безопасности, стремясь к интеграции в западные структуры, включая НАТО и Евросоюз. С 1999 года Альянс принял в свои ряды Польшу, Чехию, Венгрию, а затем и другие страны, включая государства Балтии. Для Москвы это стало восприниматься как угроза, хотя расширение НАТО происходило по инициативе самих стран-кандидатов, а не как принудительная экспансия Запада.
Кремль утверждает, что Запад нарушил устные договоренности, данные в 1990 году во время переговоров о воссоединении Германии. Речь идет о фразе "ни дюйма на Восток", которую, по версии Москвы, произнес тогдашний госсекретарь США Джеймс Бейкер в разговоре с лидером СССР Михаилом Горбачевым. Однако исторические документы и свидетельства участников тех событий рисуют иную картину.
Что было сказано на самом деле?
В 1990 году, в разгар переговоров о воссоединении Германии после падения Берлинской стены, Джеймс Бейкер действительно упомянул, что "ни дюйма текущей военной юрисдикции НАТО не будет распространено на Восток". Однако контекст касался Германии , а не всей Европы. Речь шла о том, что войска НАТО не будут размещены на территории бывшей ГДР (Восточной Германии), которая тогда находилась в советской сфере влияния. Эти слова не касались стран Восточной Европы, таких как Польша или Чехия, и тем более Украины (которая на момент 1990 года еще была в составе СССР).
"НАТО - это механизм для обеспечения американского присутствия в Европе. Если НАТО ликвидировать, в Европе не будет такого механизма. Мы понимаем, что не только для Советского Союза, но и для других европейских стран важно иметь гарантии того, что, если США сохранит свое присутствие в Германии в рамках НАТО, ни дюйма существующей военной юрисдикции НАТО не распространится в восточном направлении. Мы считаем, что консультации и дискуссии в рамках механизма "два плюс четыре" должны гарантировать, что объединение Германии не приведет к расширению военной организации НАТО на восток", - заявил 9 февраля 1990 года государственный секретарь США Джеймс Бейкер в беседе с Михаилом Горбачевым.
Более того, сам Горбачев в поздних интервью опроверг существование обещания о не расширении НАТО.
"Сегодня меня спрашивают, почему мы не установили договором, что НАТО не будет расширяться ни на сантиметр на Восток. В этой связи надо учитывать, что в то время существовали и НАТО, и Варшавский договор. Что должно было быть оговорено договором больше? Тогда этот вопрос был бы бессмысленным. Это миф", — говорил он. По словам бывшего советского лидера, пресса и политические спекуляции раздули этот вопрос, создав ложный нарратив.
Архивные документы, рассекреченные США, подтверждают: никаких письменных обязательств о не расширении НАТО за пределы Германии не существовало. Международные соглашения такого масштаба требуют официальных встреч, консультаций с союзниками и подписанных документов. Ничего подобного в 1990–1991 годах не проводилось, так и не позднее не обсуждалось.
Почему такого обещания не могли дать в 1990 году?
1. Исторический контекст: В 1990 году страны Восточной Европы входили в Варшавский договор — военный блок под неформальным руководством СССР. Обсуждать их возможное вступление в НАТО было неактуально, так как сам СССР и Варшавский договор распались лишь в 1991 году.
2. Механика принятия решений в НАТО: США не могли единолично гарантировать, что Альянс не будет принимать новых членов. Решения в НАТО принимаются консенсусом всех стран-членов, а вступление новых государств — это суверенное право самих кандидатов. Госсекретарь из Вашингтона не мог ничего обещать и гарантировать, даже если бы захотел это сделать.
3. Отсутствие документов, договоров и даже просто официальных деклараций: Международные договоренности фиксируются в письменной форме. Устные разговоры между лидерами не имеют юридической силы и не могут рассматриваться как обязательства государств, военных блоков или организаций.
"Нарушенные обещания" как оправдания агрессии
Кремль использует нарратив о "нарушенных обещаниях" США и НАТО как инструмент для оправдания своей агрессивной внешней политики. Владимир Путин неоднократно возвращался к этой теме, усиливая риторику перед вторжением в Украину. В 2008 году он заявил: "Расширение НАТО не связано с обеспечением безопасности в Европе. Против кого оно направлено?"
"Появление на наших границах мощного военного блока, действия членов которого регулируются, в том числе, и статьей 5 Вашингтонского договора, будет воспринята в России как прямая угроза безопасности нашей страны. И заявления о том, что этот процесс не направлен против России, удовлетворить нас не могут. Национальная безопасность не может строиться на обещаниях. Тем более что такие заверения мы уже слышали накануне предыдущих волн расширения блока.
Это же все движение к нашим границам военной инфраструктуры! Поэтому, давайте-ка, ребята, жить дружно и по-честному вести диалог. Как к нам будут относиться, так и мы будем реагировать на эту политику", – заявил Путин в 2008 году.
В 2014 году, после аннексии Крыма, он выступил с новой речью.
"Мы будем адекватно и соразмерно реагировать на приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, и не оставим без внимания развертывание глобальной противоракетной обороны и наращивание запасов стратегического высокоточного оружия", — заявил Путин.
В 2022 году, незадолго до вторжения в Украину, он прямо обвинил Запад в обмане, фразой о том, что "нас надули".
В программе пришли к выводу, что риторика направлена не только на международную аудиторию, но и на внутреннюю. Она создает образ России как жертвы "коварного Запада", оправдывая милитаризацию страны и внешние конфликты. Однако факты показывают, что расширение НАТО было ответом на запрос стран Восточной Европы, которые стремились обезопасить себя от возможного возрождения российской имперской политики.
Реакция Запада
НАТО и страны Запада неоднократно подчеркивали, что расширение Альянса — это не угроза России, а реализация права стран на выбор своей внешней политики. "Двери НАТО открыты для всех, кто соответствует стандартам Альянса", — гласит официальная позиция.
Более того, до 2014 года Россия сама сотрудничала с НАТО в рамках Совета Россия–НАТО, созданного в 2002 году. Однако после аннексии Крыма и начала гибридной войны на Донбассе это сотрудничество было заморожено.
Россиян продолжат пугать НАТО?
Наращивание напряженности вокруг вопроса НАТО остается ключевым элементом внешней политики Кремля. В то же время, вторжение в Украину лишь ускорило интеграцию других стран в Альянс: в 2023 году Финляндия, а в 2024 году Швеция стали полноправными членами НАТО, окончательно изменив баланс сил в регионе.
История с "ни дюйма на Восток" — это не только спор о прошлом, но и урок о том, как исторические мифы могут быть использованы для оправдания агрессии. Пока Кремль продолжает настаивать на своей версии событий, факты и архивы говорят о другом: никакого юридического обещания не было, а расширение НАТО — это выбор суверенных государств, а не заговор против России.



























































