Менее чем за три месяца 2022 года позднее признанная неконституционной партия "Шор" потратила на организацию протестов 83,3 млн леев. Всего на операционную деятельность партии за этот период ушло 146 млн леев. Речь идет о средствах, которые партия официально не декларировала, получила и использовала незаконно.
"Черная касса" партии "Шор"
Согласно 414-страничному обвинительному заключению бывших секретарей партии "Шор" Евгении Гуцул и Светланы Попан, только на различные акции протеста, организованные с 24 июля по 16 октября 2022 года, израсходовали более 83 млн леев нелегального финансирования.
Всего в 2022 году ушло 146 млн. Помимо оплаты активистов и участников протестов, деньги тратили на зарплаты сотрудникам партии, аренду помещений и транспортные расходы. Общие расходы на персонал составили 58,5 млн леев за год, на аренду и содержание офисов, а также транспорт — 4,6 млн леев.

В 2021 году во время избирательной кампании Евгения Гуцул занимала должность менеджера в Департаменте мониторинга, планирования и контроля партии "Шор" и сознательно принимала нелегальные деньги от организованной преступной группы для поддержки одного из кандидатов в муниципии Бельцы. Для этого она ввезла в Молдову 21 тысячу долларов, доставленных из Украины во время 24-часовых поездок в сопровождении других сотрудников партии. Каждый участник перевозил по 7 тысяч долларов наличными, чтобы избежать декларирования при въезде.
После ввоза деньги "отмывались" через фиктивные партийные пожертвования, отражённые в отчётах, поданных в Центральную избирательную комиссию в период с 29 октября по 3 декабря 2021 года.
Суд постановил, что с января по ноябрь 2022 года Гуцул, действуя осознанно и в сговоре с другими лицами, участвовала в нелегальном финансировании партии на сумму более 40,5 млн леев. Эти средства направили на продвижение политических интересов партии в ее попытках дестабилизации ситуации в стране для захвата государственной власти. В феврале 2022 года Гуцул совершила три поездки в Украину и Румынию, привезя в страну еще 84 тысячи долларов.
Значительная часть этих средств ушла на оплату протестов, проходившие осенью 2022 года. В период с 23 августа по 16 октября Евгения Гуцул координировала набор и оплату участников протестов у госучреждений в Кишинёве. Каждый участник получал от 300 до 400 леев, а тем, кто оставался в палатках на сутки, выплачивали по 100 долларов. Всего к акциям привлекли 19 024 человека, а общая сумма расходов составила почти 37 млн леев. Точные цифры следствие смогло установить получив доступ к неофициальным "отчетам" партии о тратах нелегального финансирования.
2 ноября 2022 года, во время обысков, проведённых Национальным центром по борьбе с коррупцией в центральном офисе партии, Гуцул застали в кабинете с 60 тысячами леев на руках, которые ей передал руководитель одного из департаментов. Она не могла объяснить происхождение денег, средства никак не фигурировали в официальной бухгалтерии.
Что суд установил по делу Надежды Попан?
Другая фигурантка дела — бывшая секретарь центрального офиса партии "Шор" Светлана Попан, в периоде с октября по декабрь 2021 года получила 152 725 леев для обеспечения питания 70 членов инициативной группы Марины Таубер в рамках избирательной кампании в Бельцах. Позднее, в должности менеджера и секретаря того же департамента, она потратила на нужны партии 9,57 млн леев нелегального финансирования.
Попан также играла ключевую роль в организации протестов в Кишинёве и пригородах с августа 2022 по февраль 2023 года. Через мессенджер Telegram она собирала списки участников и фотоотчёты, подтверждающие их присутствие на акциях, на основе которых производились выплаты в размере по 300–400 леев на человека. Выплату получили 24 408 протестующих, рядовых участников и активистов, расходы составили 9,57 млн леев. Как и в случае с Гуцул, при обыске 2 ноября у неё в кабинете обнаружили 20 тысяч леев в виде "чёрной" зарплаты.
Преступления, о которых могли бы просто "забыть"
На судебном заседании Евгения Гуцул отвергла обвинения, заявив, что её арест связан исключительно с её должностью башкана Гагаузии. По её словам, если бы не этот статус, она была бы "в числе тех, о ком давно забыли". Также Гуцул добавила, что в указанный следствием период находилась в декретном отпуске или проходила курс реабилитации, и якобы, будучи в декрете, не имела доступа к таблицам Google Drive и не могла зайти на них, и следовательно, не видела и не вела списки протестующих. Прокуроров и суд эти аргументы не убедили.
Светлана Попан заняла аналогичную позицию, отвергая обвинения и утверждая, что занималась "исключительно внутренними и организационными проектами партии".
Дополняется.
***
Гуцул приговорили к 7 годам тюрьмы
5 августа башкана Гагаузии Евгению Гуцу приговорили к семи годам лишения свободы по делу о незаконном финансировании партии "Шор", позднее признанной неконституционной. Решение вынес суд Кишинева, офис Буюканы. Светлана Попан, бывшая секретарь центрального офиса партии "Шор", должна провести за решеткой 6 лет.
Помимо тюремного срока, суд постановил конфисковать более 40 млн леев со счетов Гуцул и около 9,7 млн леев со счетов Попан. Обвиняемые также лишены права заниматься связанной с бухгалтерской и финансовой деятельностью в рамках политических партий, а также быть членами партий сроком на 5 лет. Арест, ранее наложенный на их имущество, оставлен в силе. Суд постановил конфисковать в пользу государства изъятые в ходе обысков вещественные доказательства: денежные средства на сумму около 5,8 млн леев и два мобильных телефона.
В Антикоррупционной прокуратуре подчеркнули, что несмотря на отрицание своей вины на протяжении всего рассмотрения дела, которое длилось 1 год и 3 месяца, суд признал представленные доказательства обоснованными и установил их виновность в совершении вменяемых преступлений.
Приговор может быть обжалован в Апелляционной палате Кишинева в течение 15 дней.
Дела против Гуцул
Евгения Гуцул фигурирует в двух уголовных делах: о получении средств для незаконного финансирования бывшей партии "Шор" и нарушениях в управлении избирательными фондами во время выборов башкана в 2023 году.
По версии следствия, она, будучи секретарем партии, получила в 2019-2022 годах более 42 млн леев от преступной группы для незаконного финансирования партии "Шор" и лично участвовала в перевозке наличных денег из России и других стран в Молдову. Во втором деле ее обвиняют в незаконном финансировании своей избирательной кампании на выборах башкана Гагаузии на 370 тысяч леев.
Сама Гуцул настаивает на своей невиновности и считает уголовные дела политически мотивированными.



































































