Высказывания президента Майи Санду о необходимости проведения внешней оценки неподкупности и профессиональной этики для адвокатов (веттинга), является "политическим посланием" в связи с существующими проблемами в адвокатуре, а не прямым предложением. Веттинг нельзя применять к адвокатам, однако можно совместно разработать специальные меры, чтобы создать прозрачные и эффективные механизмы допуска в профессию и дисциплинарного контроля, заявила 24 октября министр юстиции Вероника Михайлов-Морару.
Она согласилась с аргументами, что адвокатура — это свободная профессия, которая имеет собственные правила организации и функционирования. И внешняя оценка не может применяться к ним по принципам и лекалам, которые использовались в отношении судей и прокуроров.
"Мое мнение, Администрация президента выразила политическое послание относительно всей судебной системы. Безусловно, внешняя оценка применяется только к судьям и прокурорам. (...)
Но нельзя отрицать, что в адвокатуре необходимо принять определённые меры для упрощения и прозрачности процедуры допуска к профессии, а также для обеспечения эффективности проверок и принятия дисциплинарной ответственности при выявлении возможных нарушений. Уверена, что консультации и обсуждения помогут нам найти общий знаменатель", — заявила на пресс-конференции Вероника Михайлов-Морару.
Министр отметила, что механизм веттинга внедрялся в Молдове исключительно для судей и прокуроров в условиях укоренившейся коррупции и крайне низкого уровня доверия к системе правосудия. Наряду с внешней оценкой государство усилило и внутренние механизмы контроля. Обновлены и усилены профильные коллегии при Высшем совете магистратуры и Высшем совете прокуроров, которые, согласно Конституции, несут ответственность за профессиональную, этическую и финансовую интеграцию кадров в системе.
"Внешняя оценка должна завершиться к концу 2026 года, поскольку это чрезвычайное мероприятие, которое не может продолжаться бесконечно. Мы помним о ситуации с запредельной коррупцией и крайне низким уровнем доверия к юстиции в 2019–2021 годах, что и обусловило запуск этого механизма", — напомнила министр.
Спикер парламента и лидер правящей PAS Игорь Гросу поддержал идею оценки адвокатов, назвал её "интересной". По его мнению, в адвокатском сообществе необходим "честный внутренний разговор", в том числе из-за случаев "намеренного затягивания судебных процессов по вине адвокатов".
Заявление президента вызвало обсуждение и возмущение
Поводом для обсуждений стало заявление президента Майи Санду от 16 октября, в котором глава государства высказала мнение, что адвокаты, как и судьи с прокурорами, должны проходить проверку на добропорядочность (неподкупность) и подтверждать законность происхождения своих доходов. Президент при этом подчеркнула, что речь не идет о всех представителях профессии, но о необходимости реагировать на злоупотребления, которые, по ее словам, допускали и некоторые адвокаты.
"Не обижайтесь, но я считаю, что мы должны провести веттинг и для адвокатов, потому что адвокаты тоже должны быть честными людьми и так же должны доказать источник своих доходов. Я думаю, нам следует поговорить и о реформе адвокатуры. Я не большой специалист, но обсужу это со многими специалистами, и, думаю, мы должны вернуться к этой теме", — заявила Санду на прошлой неделе.
Адвокаты против
Союз адвокатов Республики Молдова (UAM) не согласился с предложением президента о необходимости проведения веттинга адвокатов. В организации отметили, что решение может стать прямым вмешательством в свободное осуществление адвокатской деятельности, а также нарушить принципы верховенства права и права на защиту, закрепленные в Конституции.
Некоторые адвокаты считают, что процедура может быть формой давления на профессию после всеобщей забастовки прошлым летом, другие предупреждают, что процедура внешней оценки поставит под угрозу независимость профессии и откроет путь политическому вмешательству в деятельность адвокатов.
Обсуждение инициативы обострилось на фоне конфликта, начавшегося еще летом 2025 года. Тогда адвокаты объявили забастовку в ответ на изменения в закон об адвокатуре, предусматривавшие расширение роли Министерства юстиции в работе органов самоуправления адвокатов. Юристы заявили, что данные поправки ослабляют независимость адвокатуры, после чего документ вернули в парламент на повторное рассмотрение.




























































