Экстрадиция Владимира Плахотнюка из Греции в Молдову обошлась примерно в 100 000 леев. Об этом сообщил прокурор Александр Черней. Он уже официально потребовал, чтобы подсудимый возместил эти расходы в соответствии с законом. Сам Плахотнюк на слушаниях отсутствовал.
Суд обязал экс-лидера демократов явиться на следующее заседание. Однако адвокат Лучиан Рогак заявил, что его клиент не придет.
Сегодня в суде заслушивают свидетеля защиты Григория Олара. Он дает показания по видеосвязи прямо из больницы. Ранее Олар занимал должность ликвидатора Banca de Economii (BEM).
Дела против Плахотнюка
Плахотнюка задержали в Греции 22 июля и экстрадировали в Молдову 25 сентября. Сейчас он находится под арестом в тюрьме № 13. Его имя фигурирует в четырех уголовных делах: дело "о краже миллиарда" (оно же известно как "банковское мошенничество"), дело о бланках для паспортов, дело хищениях на госпредприятии Metalferos и дело о передаче денег лидеру Партии социалистов Игорю Додону ("дело о кульке").
В конце сентября суд столичного сектора Буюканы выделил в отдельное производство дело Плахотнюка по расследованию "кражи миллиарда". Он оказался подсудимым отдельно от семи других обвиняемых, среди которых бывшие руководители Нацбанка и ряда коммерческих банков, замешанных в "краже миллиарда".
Плахотнюк после экстрадиции несколько месяцев отказывался приходить на судебные заседания, ссылаясь на необходимость изучить материалы дела, но затем появился на слушаниях. Ему грозит до 20 лет лишения свободы.
"Кража миллиарда" — в приоритете следствия
Самым громким из дел в отношении Плахотнюка остается "кража миллиарда". Следствие полагает, что Плахотнюк мог получить 39,2 млн долларов ($39 282 000) и 3,5 млн евро (€3 518 000) в схеме банковской кражи. О сумме сообщил в феврале 2023 года в расследовании Cutia Neagra тогдашний исполняющим обязанности генерального прокурора Ион Мунтяну. Он также заверил, что у прокуратуры есть достаточные доказательства виновности Плахотнюка.
Плахотнюк вину не признал, через адвокатов пытался обжаловать судебные решения Республики Молдова. Свое уголовное преследование называет политическим.