Молдавская диаспора из-за своей многочисленности играет огромную роль в экономической и социальной жизни страны, однако вносит немалый вклад и в ход голосования во время выборов. Некоторые политики, не особо популярные у молдаван за рубежом пытаются поставить под сомнение право голоса диаспоры, обсуждают возможность введения ограничений или и вовсе идею лишить граждан за рубежом голоса, прикрываясь надуманными предлогами про "риски фальсификаций".
Подобные нарративы, которые поддерживаются и извне, усиливаются в предвыборный период, с целью расколоть общество и подорвать доверие к демократическим процессам. С другой стороны, обвинения и оскорбления в адрес диаспоры, уничижительные высказывания о "параллельном электорате" лишь напротив, приводят к мобилизации и еще большей поддержке политических сил позитивно воспринимающих диаспору. Ситуацию обсудили в программе "Alo, TV8".
1/3 граждан Молдовы находятся за рубежом. Это реальность и это все еще наши граждане
В канун выборов политики снова обсуждают электорат — 2,4 млн граждан внутри страны и к 1,2 млн молдаван, живущих за её пределами. Одни стремятся заручиться их поддержкой, вторые не замечают, другие – и вовсе оспаривают их право определять будущее Молдовы, обвиняя диаспору в "подозрительных голосованиях". Эти манипуляции не новы, но именно в предвыборный период они становятся особенно заметными.
"В отчетный период продолжали продвигаться идеи о фальсификации выборов за счёт диаспоры. Их источником стала Российская Федерация, через устойчивые дезинформационные атаки", – отметил в интервью TV8 руководитель миссии наблюдения за выборами ассоциации Promo-LEX Николай Панфил.
По его словам, обвинения не имеют под собой реальных фактов или юридических оснований. Это простая, но эффективная тактика: многократное повторение лжи приводит к тому, что в неё начинают верить даже многие скептически настроенные люди, а власти вынуждены постоянно комментировать тему, вместо посвящения времени ответам на другие вопросы, которые касаются реальных проблем.
Психологический эффект очевиден – чем дальше от нас происходят события, тем легче в них усомниться. В одном из опросов 2019 года выяснилось: чем дальше респонденты представляли место возможных нарушений – от собственного участка до зарубежных стран или Приднестровья, – тем сильнее они были уверены в масштабности этих нарушений, отметил Панфил.
Диаспора — часть Республики Молдовы
Несмотря на расстояние, большинство молдаван за рубежом сохраняют крепкие связи с Родиной – у них здесь семьи, друзья, они регулярно приезжают домой. Их права гарантированы Конституцией, а участие в политической, социальной и экономической жизни страны подтверждает: им действительно небезразлично будущее Молдовы.
"Мы ездим на все выборы. В парижском регионе нам приходится проезжать около 50 км, но мы делаем это всей семьёй, вместе с детьми. Мы хотим, чтобы они знали, откуда родом их семья, почему мы голосуем, какая у них Родина", – рассказала в эфире TV8 уроженка Молдовы Анастасия Плеван, живущая во Франции.
Экономическая опора страны
Вклад диаспоры выходит далеко за рамки выборов. По данным экономического эксперта Вячеслава Ионицэ, за последние 25 лет молдаване из-за рубежа перевели на Родину около 123,6 млрд долларов. Только в 2024 году объём реальных денежных переводов составил около 3,5 млрд долларов – это более половины всего фонда заработной платы в стране.
"В этом году мы получим около $3,5 млрд из-за границы, не официально, я говорю о реальной сумме. Это около 55 млрд леев. Мы получаем от наших родственников из-за рубежа суммы, сопоставимые с официальными зарплатами, а иногда и превышающие их. Это гигантская поддержка для экономики", – отметил эксперт.
Вместо разделения – объединение
Диаспора – это не абстрактное понятие, не какие-то посторонние люди за тридевять земель, а часто наши семьи, друзья, соседи. Их участие в жизни страны – это проявление заботы о Родине. Попытки ограничить их права продиктованы исключительно сиюминутными политическими интересами. Неоднократно от политиков звучат заявления — "нужно что-то делать с диаспорой". Нужно. Создать в стране условия, чтобы диаспора вернулась домой и строила свою жизнь на Родине. Стоит ли начинать создавать эти условия с ограничений и заявлений что "вы здесь не нужны", "ваш голос ничего не значит" и "вы уже не достаточно граждане Молдовы" чтобы участвовать в выборах? Вопросы риторические.
***
На последних всеобщих выборах в Молдове, 3 ноября 2024 года во втором туре за кресло президента победила Майя Санду. Решительный перевес глава государства получила после подсчета результатов голосования за рубежом: в диаспоре проголосовали почти 330 тысяч молдаван, и почти 83% из них – поддержали Санду.
Сторонники проигравшего кандидата и ряд представителей оппозиции тогда снова выступили с критикой диаспоры заявляя, что проживающие за рубежом граждане не должны обладать сопоставимой силой голоса и диаспора оказывает слишком значительное влияние на ход голосования.




































































