Внутреннее расследование, начатое после освобождения по амнистии нескольких заключённых, приговорённых к пожизненному лишению свободы, завершено. Об этом сообщила 24 октября и. о. министра юстиции Вероника Михайлов-Морару.
По её словам, материалы расследования направили в Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) и Генеральную прокуратуру, которые накануне провели обыски у ряда должностных лиц, причастных к освобождению заключённых.
«Материалы были направлены как в прокуратуру, так и в НЦБК для проверки, в том числе с уголовно-правовой точки зрения, с целью установить наличие признаков совершения преступления», — отметила министр.
Министерство юстиции также сообщает, что в процесс расследования вовлечена Судебная инспекция.
«Что касается проверки некоторых судей, участвовавших в рассмотрении дел об амнистии, были направлены обращения в Дисциплинарную комиссию судебных экспертов и в Союз адвокатов. В частности, в отношении одного адвоката был выявлен конфликт интересов. Кроме того, Национальный орган по неподкупности был уведомлён для проверки возможных конфликтов интересов среди должностных лиц государственной системы», — добавила Михайлов-Морару.
Других подробностей пока не приводится. Расследование продолжается.
Вчера правоохранительные органы провели обыски у нескольких чиновников, которые предположительно участвовали в решениях о досрочном освобождении осуждённых пожизненно. Прокуратура сообщила об изъятии ряда документов и других предметов, имеющих значение для расследования, не уточнив при этом, кого именно касались меры.
В июне текущего года министр юстиции объявила о начале нескольких дисциплинарных процедур, включая увольнения в системе исполнения наказаний, понижения в должности и переводы на менее ответственные позиции.
Общественное внимание к делу привлекли случаи освобождения лиц, ранее осуждённых к пожизненному заключению за особо тяжкие преступления после внесения парламентом поправок в закон об амнистии.
***
Что за закон об амнистии?
Согласно принятому 24 декабря 2021 года закону об амнистии 1723 заключённых смогли претендовать на освобождение или же на сокращение срока с учетом уже отбытого времени в заключении. Осужденные за особо тяжкие преступления и получившие пожизненные сроки не могли выйти из тюрьмы по амнистии, но претендовали на возможность частичного сокращения срока, в том числе с пожизненного до 30 лет. Для этого было необходимо получить характеристику, что заключенный не представляет риска рецидива.
Введенные в закон поправки позволили изначально осужденных к пожизненному сроку, первым шагом после сокращения срока заключения до 30 лет, затем полностью амнистировать преступника решением суда при условии отбывания 2/3 срока.
После скандала парламент форсированно ужесточил Закон об амнистии: осуждённые на пожизненное заключение теперь могут быть освобождены не ранее чем через 30 лет после нахождения в тюрьме. При этом не допускается одновременное применения снижения срока заключения и условно-досрочное освобождение.
По запросу генпрокурора Конституционный суд приостановил, а затем отменил действие закона. Правоохранители немедленно приступили к розыску и задержанию незаконно освобожденных преступников, но смогли найти не всех.
Поиск виновных
На фоне скандала Глава Национальной администрации пенитенциарных учреждений (НАПУ) в апреле 2025 года Анатолий Фалкэ ушел в отставку. А депутата парламента от правящей партии "Действие и солидарность" (PAS) и экс-министра юстиции Олесю Стамате исключили из рядов политсилы и призвали сдать мандат. Причиной решения назвали роль Стамате в разработке ставшего скандальным законопроекта об амнистии, в результате которого на свободе оказались осуждённые пожизненно за особо тяжкие преступления.
Парламентарий обвинения отвергла. Она заявила, что законопроект прошел множество этапов, его обсуждали и проверяли разные структуры, включая прокуратуру, и в нем не было никаких "секретных поправок". Депутат признала, что применение норм закона создало опасную ситуацию, но считает, что законопроект и поправки не содержали в себе указаний к освобождению опасных заключенных, проблемы возникли на этапе его применения администрацией тюрем и судами.



































































