Почти 20 лет назад Республика Молдова столкнулась с первым торговым эмбарго от России. В 2006 запрет затронул молдавское вино, это стало серьезным ударом, учитывая что до 80% всего винного экспорта шло на Россию. Уже тогда стало понятно, что причина не экономическая и не "санитарная", а сугубо политическая.
И подобное повторялось неоднократно, каждый раз как когда Молдова делала попытку выйти из-под политического и экономического влияния Москвы, ответ был предсказуем — торговое эмбарго. Под запрет попадали молдавские вина, яблоки, мясо, консервированная продукция. Причины? Как показала практика не экономические, а политические. И сегодня, когда в предвыборной риторике вновь звучат обещания о "возвращении на российский рынок", стоит вспомнить российского эмбарго — когда внезапно с молдавской продукцией становилось что-то не так, но все вдруг решалось, как только власти поддавались на давление Москвы.
Молдавская экономика полностью переориентировалась на ЕС, но политики по "старой памяти" уповают на Россию
Недавние заявления бывшего президента Игоря Додона после его встреч с российскими чиновниками в Санкт-Петербурге звучали знакомо. По его словам, Москва готова возобновить "стратегический диалог" с Кишинёвом — в том числе и по вопросам поставок газа по льготной цене, а также по возвращению молдавских продуктов на российский рынок. Он утверждает, что вопрос решить сможет только оппозиция выиграв на выборах, поскольку нынешняя власть в Кишиневе не проявляет интереса к этим переговорам.
Несмотря на публичные заявления, едущие в Россию лишь озвучивают предвыборные декларации о намерениях и подписывают ни к чему не обязывающие стороны документы. Но даже если рассматривать сценарий снятия ограничений в будущем, это не даст того экономического эффекта, экспорт уже ориентируется на рынок ЕС, да и логистика сильно осложнена из-за войны России против Украины.
"Молдавским вином можно красить заборы"
Россия давно использует торговые барьеры как рычаг политического влияния. Первый серьёзный удар Молдова получила в 2006 году, когда ввели запрет на экспорт вина. Удар получился сильным, со времен СССР в России ценилось молдавское вино, и во времена независимой Молдовы сохранился большой рынок сбыта.
"Винодельческая отрасль пострадала катастрофически. Потери оценивались в 300–500 млн долларов. На тот момент около 80% винного экспорта шло в Россию. После эмбарго примерно 25% виноделен обанкротились", — рассказывает Адриан Диголян, госсекретарь Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Глава Роспотребнадзора Геннадиий Онищенко заявил уже позднее, в июле 2010 года, что в молдавском вине якобы обнаружены "тяжелые металлы и пестициды", а его качество столь низкое, что "им можно красить заборы". Молдавские власти представили образцы вин, опровергающие обвинения, и охарактеризовали эмбарго как "экономический шантаж". С такой же проблемой, а именно эмбарго на поставки вина, после начала евроинтеграции столкнулась и Грузия.
Формально Москва ссылалась на "проблемы с качеством", но они внезапно возникли на фоне резкого сближение Молдовы с ЕС — в частности, после подписание Плана действий "Молдова – ЕС". Властям в Кишиневе пришлось срочно искать новые рынки сбыта, пробиваться в ЕС. Роль Румынии в тот период была решающей: именно она помогла перераспределить основные объёмы экспорта.
"В 2006 году нас спасла Румыния. Именно она в первый год шока закупила большую часть молдавского вина. Это дало нам передышку и позволило искать новые рынки", — отметил экономист Вячеслав Ионицэ.
Сближение с ЕС внезапно "ухудшает" качество продукции
Следующий виток эмбарго последовал в 2014 году после подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Россия запретила ввоз молдавских фруктов, овощей и консервов, мяса, а также снова вина, а затем ввела дополнительные таможенные пошлины, нарушив договорённости в рамках СНГ. Ввели 4 последовательных торговых эмбарго, первое из которых, по вину, начало действовать еще в 2013 году, и было "предупредительным", на фоне переговоров об ассоциации.
"Россия вводила дискриминационные тарифы, блокировала продукцию на границе и откладывала поставки без объяснений. Ни одна другая страна не применяла к нам столько эмбарго по политическим причинам. В отличие от санкций ЕС, эти меры не обсуждаются и не анонсируются — они просто вводятся", — поясняет экономист Марин Господаренко.

Курс на надёжные рынки
Политические эмбарго заставили молдавских производителей переориентироваться на другие рынки. Сегодня свыше 65,6% экспорта Молдовы направляется в страны ЕС. Роль российского рынка резко сократилась: если в 1997 году туда уходило 58% молдавского экспорта, то сейчас — лишь 3,6%.
К примеру, доля экспорта вина в ЕС выросла с 15% в 2014 году до более 60% в 2022 году, а экспорт в Россию так и не вернулся к прежним показателям, даже после снятия эмбарго не преодолел отметку в 10%.
В Кишиневе заявляют, что хотя переход на новые рынки не прошел безболезненно, Молдова сделала выбор в пользу прозрачных, предсказуемых и взаимоуважительных торговых отношений.

























































